Юрий Лотман был неформальным лидером Тартуско-московской семиотической школы, которая возникла в 1964 году. 15
Некоторые аспекты роли Лотмана в создании школы:
- Организация Первой летней школы по изучению знаковых систем. 34 Такие школы впоследствии проходили раз в два года, собирая учёных со всей страны. 4 По итогам летних школ издавались «Труды по знаковым системам» — серии научных сборников, которые до самого распада СССР оставались единственной свободной трибуной для идей Лотмана и его последователей. 4
- Создание концепции семиосферы. 2 Эта научная концепция охватывает все существующие в культуре факты и явления, приводя их к единому знаменателю. 2
- Публикация тезисов манифеста о семиотическом изучении культур. 1 В 1973 году Лотман, Вячеслав Иванов, Александр Пятигорский, Владимир Топоров и Борис Успенский впервые опубликовали этот манифест, который заложил основы семиотики культуры. 1
Тартуско-московская семиотическая школа, возглавляемая Лотманом, считается научным явлением мирового уровня, которое продвинуло теоретическую основу науки о литературе и ряда других гуманитарных наук. 2