Самодостаточные ценности отражают целевое назначение воспитания, служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. 16 Они отражают творческую направленность воспитательного процесса и нацелены на раскрытие творческого потенциала у воспитателя и воспитанника. 1
Некоторые примеры самодостаточных ценностей: любовь, уважение, ответственность, престижность, саморазвитие, самоутверждение. 1 Такие ценности преобладают над остальными и оценивают их, в них отражается смысловое назначение воспитательного процесса. 1
Инструментальные ценности выступают средствами, с помощью которых достигаются желаемые цели. 4 Это предпочтительные способы поведения или качества, которые ценятся прежде всего за их полезность. 4
Некоторые виды инструментальных ценностей и их роль в процессе обучения и воспитания:
- Ценности-отношения. 1 Отражают уважение и почитание воспитательной работы, позволяют воспитателю построить адекватную систему взаимодействия с воспитанником: гуманистически ориентированную и нравственно обоснованную. 1
- Ценности-качества. 1 Отражают профессиональные свойства педагога: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, педагогическое мастерство, прагматические умения, аналитические навыки и другие. 1
- Ценности-средства. 1 Включают действия педагога в воспитательном процессе и систему взаимодействия с воспитанниками. 1 Это технологии воспитания и технологии коммуникативного взаимодействия. 1
- Ценности-знания. 1 Это система теоретических научных разработок, включающая принципы, формы, концепции, закономерности реализации воспитательного процесса. 1 Владение этими ценностями даёт воспитателю больше возможностей в достижении целей и задач воспитания. 1