В зависимости от подхода к обучению обучающиеся могут играть разные роли. 1
В традиционной педагогике учащийся выступает в роли объекта, которому учитель передаёт жизненный опыт. 1 Ученик слушает преподавателя, знания «перекладываются» из одной головы в другую. 1
В более демократичной модели субъект обучения имеет некоторые права, и его стремления и желания учитываются учителем. 1 В таком подходе используют активные формы обучения, например тренинги, деловые игры, проектное обучение. 1
В парадигме ученикоцентричного обучения ученик становится заказчиком и инициатором обучения. 1 Он решает, где учиться, когда, зачем и чему. 1 Учитель в такой модели — только помощник, его цель — сделать ученика максимально самостоятельным в получении знаний. 1
Также в современном учебно-воспитательном процессе возрастает роль самого ученика, он перемещается в центр образовательного процесса. 4 Учащийся играет большую роль в организации собственной учебной деятельности — в выборе предметов обучения, экзаменов, в формировании собственной образовательной траектории. 4