Роль школы в формировании будущей профессиональной ориентации заключается в предоставлении учащимся возможности выбора будущей профессии. 2 Эта работа ведётся на протяжении всего процесса обучения, учитывая возрастные и личностные характеристики школьников. 2
Некоторые задачи школы в профориентации:
- Информационная работа. 3 Знакомство учащихся с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями труда и возможной заработной платой, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии. 3
- Выявление профессиональных интересов и склонностей. 1 Тестирование помогает ученикам лучше понять свои сильные стороны, определить, какие профессии им подходят. 1
- Развитие критического мышления. 1 Это позволяет избежать распространённых ошибок, таких как выбор профессии под давлением родителей или на основе стереотипов. 1
- Помощь в понимании, какие навыки и знания требуются для той или иной профессии. 1 Это даёт возможность начать развивать их уже в школьные годы. 1
- Формирование позитивного отношения к учёбе и мотивации к достижению поставленных целей. 1 Осознанный выбор профессии позволяет ученикам более целенаправленно подходить к изучению предметов, понимать их значимость для будущей карьеры. 1
Процесс профессиональной ориентации в школе можно разделить на четыре ступени: 2
- Начальная школа (1–4 классы). 2 Знакомство школьников со специальностями посредством игр, факультативных занятий, экскурсий, уроков профориентации. 2 Эти мероприятия закладывают фундамент ценностного восприятия труда, развивают интересы и потребность в познании. 2
- Средняя школа (5–7 классы). 2 В этой форме профессиональная ориентация реализуется в форме деловых, психологических и профориентационных игр. 2 Это формирует более глубокое понимание специфики различных специальностей, школьники получают практическую возможность для определения с будущей сферой деятельности. 2
- Средняя школа (8–9 классы). 2 В этот период, когда приближаются первые выпускные экзамены, работа по знакомству с профессиями принимает более целенаправленную форму. 2 Игры сменяются педагогической деятельностью, способствующей выбору учениками дальнейшего профиля обучения в соответствии с их интересами и талантами. 2
- Старшеклассники (10–11 классы). 2 В последние годы школьной учёбы реализуется самая важная ступень профориентации. 2 Педагогами проводятся мероприятия по ознакомлению учеников и их родителей с основными вузами города, их направлениями, также организуются ознакомительные экскурсии в эти учебные заведения. 2
Таким образом, школа играет ключевую роль в формировании будущей карьеры учащихся, помогая им определиться с выбором будущей профессии, понять свои интересы и склонности, а также подготовиться к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях или началу трудовой деятельности. 1