Роль самодеятельной игры в развитии детей заключается в том, что она позволяет ребёнку практически, в процессе организуемого им самим игрового действия утвердиться в том или ином знании, опробовать его практически и по-настоящему присвоить. 1
В процессе самодеятельной игры у ребёнка происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. 2 Некоторые из формируемых новообразований:
- Внутренний план деятельности. 2 Дети с хорошо сформированным внутренним планом в дальнейшем более самоорганизованы, они самостоятельно могут продумать свой план действий и способы его реализации. 2
- Знаковая (или символическая) функция сознания. 2 Состоит в возможности использовать один предмет в качестве заместителя другого. 2
- Произвольность поведения. 2
- Познавательная мотивация как основа учебного мотива. 2
- Позиция децентрации, то есть ребёнок учится смотреть на ситуацию глазами одного из персонажей игры. 2
- Способность к организации общей совместной деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка. 2
Также в самодеятельной игре происходит осмысление окружающего мира и всех происходящих в нём процессов. 2