Речевые акты играют важную роль в педагогическом дискурсе, они выступают основными единицами речевого взаимодействия, в которых реализуются коммуникативные интенции субъектов взаимодействия. 2
Некоторые функции речевых актов в педагогическом дискурсе:
- Установление контакта. 24 Например, формы приветствия, которые учитель использует в начале урока, служат для установления контакта с учащимися. 4
- Управление деятельностью учеников. 4 Побудительные высказывания, с помощью которых учитель указывает учащимся, что делать, регулируют учебный процесс. 4
- Оценка деятельности учеников. 2 Речевые акты похвалы и порицания выступают как вид оценочных высказываний, при этом объектом оценки становится не познаваемая учеником действительность, а уровень её познания. 1
- Контроль процесса обучения. 1 Например, с помощью вопросов учитель осуществляет обратную связь с учащимися и контролирует процесс понимания. 4
- Гармонизация общения. 4 Различные приёмы диалогизации, которые использует учитель, делают речь преподавателя более динамичной, приближают сложный учебный материал к интересам учащихся. 4