Антон Семёнович Макаренко внёс значительный вклад в развитие педагогической этики, в частности, через следующие разработки:
- Обосновал гуманистический этический принцип единства уважения и требовательности к человеку. 2 Макаренко считал, что педагогическая мораль должна сочетать строгие требования и глубокое уважение к человеку. 8
- Выдвинул и реализовал идеи о гармонизации развития личности и сообщества. 2 По его мнению, личность является личностью лишь постольку, поскольку у неё развиты не только индивидуальные потребности, но и общественные интересы и потребности. 2
- Создал воспитательную систему, ориентированную на формирование определённых ценностных качеств личности и норм поведения. 2 Макаренко разработал воспитательную технологию и методику воспитания личности средствами коллектива. 2
- Предложил конкретные методики воспитания: метод «создания событий», авансирование воспитанников «завтрашней радостью», коллективное осуждение, «педагогический взрыв». 2
Василий Александрович Сухомлинский также внёс значительный вклад в развитие педагогической этики, в частности, через следующие разработки:
- Создал самобытную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. 3
- Разработал комплексную программу «воспитания красотой» через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности. 13
- Акцент делал на расширении представлений детей об окружающем мире, развитии у них критичности мышления и независимости поведения, на формировании системы моральных ценностей, а также умения самостоятельно получать и использовать информацию. 3
- Одним из первых педагогов стал глубоко анализировать вопрос о «нравственном возрасте» ребёнка и коллектива школьников. 9
- Ввёл в широкое употребление понятия «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон» класса, «эмоциональная грамотность» и, напротив, «моральное невежество» коллектива. 9