Некоторые советские учёные, которые внесли вклад в развитие педагогической науки:
- Н. К. Крупская. 25 Работала над проблемами формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. 2
- А. С. Макаренко. 2 Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, исследовал проблемы формирования сознательной дисциплины. 2 Система взглядов Макаренко на личность ребёнка и детский коллектив послужила основой ряда педагогических и психологических исследований, посвящённых проблемам развития коллектива и личности. 2
- В. А. Сухомлинский. 12 Создал педагогическую систему, основанную на признании ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. 1 Разрабатывал и продвигал особый метод, позволяющий подталкивать детей к достижению успехов. 1 Ключевым принципом педагогической системы Сухомлинского принято считать радость познания. 1
- П. П. Блонский. 35 Работал на стыке психологии и педагогики, разрабатывал теории обучения, сформировал генетическую теорию памяти, активно занимался возрастной психологией. 5
- И. Я. Лернер. 3 Развил теорию проблемного обучения, раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. 3 Определил связь между методами, организационными формами, средствами и приёмами обучения. 3
- В. Ф. Шаталов. 3 Разработал систему обучения, которая направлена на освобождение учителя от рутинной работы и позволяет ему сосредоточиться на индивидуальной работе с учениками. 3 Ввёл в практику обучения «карточку знаний», которая содержит основные сведения по теме и помогает ученикам быстро восстановить информацию. 3
- Е. Н. Ильин. 3 Разработал ряд методов и принципов педагогики творчества, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся. 3 Подчёркивал важность развития творческого мышления у детей, способности к генерации новых идей, решению нестандартных задач. 3