Мария Монтессори внесла значительный вклад в методику развития речи у детей, разработав ряд подходов и упражнений. 12 Некоторые из них:
- Учёт сензитивных периодов развития личности ребёнка и его речи. 5 Монтессори выделяла разные этапы, в которые дети наиболее восприимчивы к определённым аспектам речевого развития. 5 Например, в 4–6 месяцев — сензитивный период для освоения звуков, с 2,5 лет — для расширения словарного запаса и так далее. 5
- Использование специальных упражнений. 1 Монтессори считала, что дефекты речи детей обусловлены воспитанием, и предлагала их исправлять с помощью специальных упражнений. 1 К ним относились, например, упражнения в молчании, отчётливом произношении слов вслед за педагогом, графической речи, гимнастические упражнения на тренировку дыхания и артикуляции. 1
- Развитие мелкой моторики. 2 Монтессори полагала, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 2
- Использование игр и пособий. 2 Для детей с задержкой развития, которые плохо понимали слова и разъяснения учителей, Монтессори придумала игры и пособия, с помощью которых ученики могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. 2
- Обучение письму предшествовало обучению чтению. 1 Монтессори полагала, что процесс письма проще чтения: он не предполагает понимания чужих мыслей и опирается преимущественно на мелкую моторику рук, в то время как чтение — сложный интеллектуальный процесс. 1
- Использование разнообразных форм организации деятельности детей. 1 Например, работа в дидактическом кругу, где дети обмениваются впечатлениями и переживаниями по поводу повседневных событий из жизни ребёнка. 1
В результате использования материалов Монтессори у детей расширяется словарный запас, развивается фонематический слух, они с удовольствием овладевают чтением и письмом. 5