Жан-Жак Руссо внёс значительный вклад в развитие теории свободного воспитания, разработав целую воспитательную систему, которая во многом предопределила развитие педагогической науки. 2
Некоторые аспекты вклада Руссо:
- Идея естественного воспитания. 23 Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия и существующее воспитание уродуют природу ребёнка. 23 Воспитание будет содействовать развитию только в том случае, если приобретёт естественный, природосообразный характер. 23
- Возрастная периодизация. 25 Руссо предлагал свою возрастную периодизацию, подробно разрабатывая содержание воспитания в каждый период. 25 Каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. 24
- Принцип предоставления полной свободы. 1 Руссо считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрёжку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. 1
- Метод «естественных последствий». 24 Руссо считал, что воспитатель должен действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей. 2 Ребёнок сам должен ощущать результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. 2
- Требования к образованию. 3 Руссо призывал придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе жизни активность и самодеятельность детей, подготовить их к труду как к общественной обязанности каждого гражданина. 3
Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах. 3