Яков Коломинский внёс значительный вклад в развитие социальной и педагогической психологии. 15
Его экспериментальные и теоретические исследования положили начало новой области психологической науки — возрастной и педагогической социальной психологии. 15 Учёный изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. 1
Некоторые другие достижения Я. Л. Коломинского:
- Установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер взаимоотношений. 1
- Разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе. 1
- При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установлена закономерность, обозначенная как парадокс осознания: члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом — переоценивают) своё положение в группе. 1
- Предложены и содержательно раскрыты понятия: социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция, социометрические установки личности. 1
- Выявлено и исследовано явление презумпции взаимности, описаны основные структурные единицы системы личных взаимоотношений — круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. 1
- Исследована и описана дифференциальная характеристика личности, обозначенная как социально-психологическая наблюдательность, важная для деятельности в системе «человек — человек», разработана процедура её измерения. 1
- Разработана типология стиля педагогического взаимодействия, установлена детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. 1
- Предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрия. 1
Под руководством Я. Л. Коломинского возникла соответствующая научная школа, защищено свыше 50 кандидатских и 8 докторских диссертаций. 1 Также учёный руководил разработкой программы социально-педагогической реабилитации детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. 1