Виктор Шаталов внёс значительный вклад в развитие педагогики как автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества. 1
Некоторые идеи, которые легли в основу его системы интенсивного обучения:
- Использование авторских учебных пособий. 2 Программный материал в них представлен в вербально-графических формах, что упрощает изложение, восприятие и запоминание. 2
- Принцип открытых перспектив. 2 Ориентирован на развитие творческого мышления школьников. 1
- Систематическая обратная связь. 12 Позволяет учитывать и контролировать знания учащихся на каждом уроке, что ведёт к отказу от ученических дневников и классных журналов. 1
- Замена стандартных домашних заданий обширными «предложениями». 2 Это позволяет реализовывать индивидуальный подход к учащемуся путём варьирования объёма и сложности заданий. 2
- Практикование оригинальных форм взаимопроверки. 2
- Замена традиционных экзаменов на «листы группового контроля», позволяющими отслеживать результат выполнения работы по всем видам заданий. 2
- Широкое использование игровых форм учебных заданий. 2
Многие находки Виктора Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям. 1