П. Я. Гальперин внёс вклад в развитие программированного обучения, разработав теорию планомерно-поэтапного формирования умственных действий, которая легла в основу этого направления. 12
Некоторые аспекты вклада учёного:
- Постановка новых задач обучения. 1 Гальперин предложил описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, создать условия для формирования этих свойств и разработать систему ориентиров для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. 1
- Выделение двух частей осваиваемого предметного действия. 1 Первая часть играет роль ориентировки и названа «ориентировочной», вторая — исполнительная. 1 Учёный придавал особое значение ориентировочной части, считая её «управляющей инстанцией». 1
- Выделение этапов формирования умственных действий. 2 Согласно теории П. Я. Гальперина, внешнее действие постепенно превращается во внутреннее, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа. 2
- Создание системы контроля качества выполнения действия. 2
Использование метода планомерно-поэтапного формирования, предложенного Гальпериным, сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне). 2