Л. С. Выготский внёс значительный вклад в развитие инклюзивного образования, в частности, через следующие идеи:
- Опора на здоровые стороны. 35 Выготский выдвинул задачу найти то здоровое, незатронутое, что есть у аномального ребёнка, и опираться на эти здоровые стороны в целях осуществления коррекционно-педагогической работы. 35
- Учение о зоне ближайшего развития. 15 Это пространство действий, которые ребёнок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. 15
- Принцип обучения, опережающего развитие. 25 По взглядам Выготского, ребёнку эффективно ставить задачи, посильные для самостоятельного разрешения, а роль взрослого должна сводиться к минимуму. 5
- Теория социальной компенсации дефекта. 3 Выготский выдвигал её как первоочерёдную задачу педагогики в воспитании детей с нарушениями в развитии, утверждая, что в каждом ненормальном ребёнке имеется колоссальный резерв здоровых потенциалов. 35
Идеи Л. С. Выготского до сих пор являются основополагающими при разработке программ развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. 2