К. Д. Ушинский внёс значительный вклад в методику обучения чтению, в частности предложил звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. nsportal.ru i-gnom.ru
Некоторые аспекты вклада Ушинского:
- Использование произведений устного народного творчества. www.maam.ru Ушинский первым включил их в круг детского чтения, что стало методической традицией. www.maam.ru
- Применение метода «письма — чтения». i-gnom.ru Письмо, основанное на звуковом анализе слов, предшествовало чтению, которое осуществлялось путём соединения звуков в целые слова. i-gnom.ru
- Подготовка детей к восприятию произведения. www.maam.ru Ушинский предложил объяснять всё непонятное и незнакомое в ходе подготовительной беседы, чтобы произведение стало «поэтическим результатом беседы». www.maam.ru
- Использование тематического принципа компоновки учебного материала. www.maam.ru Например, учебный материал мог быть посвящён временам года, домашним и диким животным, орудиям труда и т. п.. www.maam.ru
- Поддержание интереса к содержанию читаемых текстов. cyberleninka.ru Ушинский предлагал оживлять серьёзный рассказ разнообразием и живостью вопросов. cyberleninka.ru
- Использование двух видов чтения. www.maam.ru Логическое чтение требовало полного осознания каждого выражения и мысли, понимания связи между словами, высказываниями и частями текста. www.maam.ru Эстетическое чтение должно было возбуждать чувства читающего, чтобы ребёнок мог познакомиться с разными сторонами жизни. www.maam.ru
В целом разработанная Ушинским система обучения грамоте сделала её интересной и посильной для детей, а навыки чтения и письма формировались у них более правильно. i-gnom.ru