К. Д. Ушинский внёс значительный вклад в развитие методики обучения грамоте, разработав звуковой аналитико-синтетический метод. grani.vspu.ru www.maam.ru
Некоторые аспекты вклада педагога:
- Объединение анализа и синтеза. www.maam.ru multiurok.ru Ушинский ввёл систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. www.maam.ru
- Отказ от алфавитного порядка изучения звуков и букв. www.maam.ru Сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные — как твёрдые, так и мягкие. www.maam.ru
- Метод «письма — чтения». gw.i-gnom.ru Письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению. gw.i-gnom.ru Чтение осуществлялось путём соединения звуков в целые слова и следовало за письмом. gw.i-gnom.ru
- Опора на живую речь. www.maam.ru При обучении детей письму и чтению Ушинский опирался на имеющийся у детей навык речи, на образцовые тексты. www.maam.ru
- Соединение обучения грамоте с развитием речи. multiurok.ru С первых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками, для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся. multiurok.ru
К. Д. Ушинский реализовал свои идеи в учебниках «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) и методических указаниях к ним. grani.vspu.ru