К. Д. Ушинский внёс значительный вклад в развитие методики обучения грамоте, разработав звуковой аналитико-синтетический метод. 12
Некоторые аспекты вклада педагога:
- Объединение анализа и синтеза. 23 Ушинский ввёл систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. 2
- Отказ от алфавитного порядка изучения звуков и букв. 2 Сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные — как твёрдые, так и мягкие. 2
- Метод «письма — чтения». 5 Письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению. 5 Чтение осуществлялось путём соединения звуков в целые слова и следовало за письмом. 5
- Опора на живую речь. 2 При обучении детей письму и чтению Ушинский опирался на имеющийся у детей навык речи, на образцовые тексты. 2
- Соединение обучения грамоте с развитием речи. 3 С первых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками, для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся. 3
К. Д. Ушинский реализовал свои идеи в учебниках «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) и методических указаниях к ним. 1