П. Ф. Каптерев внёс значительный вклад в развитие педагогической психологии, в частности:
Впервые в России закрепил термин «педагогическая психология» в книге «Педагогическая психология» (1877). moluch.ru Учёный попытался «психологизировать» процесс воспитания и обучения, дать учителям научные знания о психических явлениях, без овладения которыми невозможна педагогическая деятельность. moluch.ru
Разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. emap.mininuniver.ru
Ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». nsportal.ru По Каптереву, это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. nsportal.ru
Разработал проблему трудового воспитания и обучения в средней школе. ru.wikipedia.org psy.su По мнению Каптерева, труд в школе должен способствовать развитию мыслительных способностей учащихся, вырабатывать осознанное отношение к труду. psy.su
Придал большое значение семейному воспитанию, издавал «Энциклопедию семейного воспитания». ru.wikipedia.org psy.su Каптерев считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения, а важнейшая задача первоначального воспитания — систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребёнка. ru.wikipedia.org psy.su
Одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. psy.su Разработал свою периодизацию её развития. ru.wikipedia.org psy.su
Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами. ru.wikipedia.org psy.su
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.