В современном образовании выделяют несколько уровней усвоения учебного материала: 12
- Нулевой уровень (понимание). 1 Учащийся способен осмысленно воспринимать новую для него информацию. 1 Этот уровень нельзя назвать уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме, скорее речь идёт о предшествующей подготовке. 1
- Первый уровень (опознание). 1 Учащийся узнаёт изучаемые объекты и процессы при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними. 1 Например, выделяет изучаемый объект из ряда предъявленных различных объектов. 1
- Второй уровень (воспроизведение). 12 Учащийся воспроизводит усвоенные ранее знания от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. 1 Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач по усвоенному ранее образцу. 1
- Третий уровень (применение). 1 Учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения её в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. 1 Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. 1
- Четвёртый уровень (творческая деятельность). 1 Учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому). 1 На этом этапе происходит проявление исследовательской и изобретательской деятельности, в результате чего появляется принципиально новая информация. 2
Эти уровни усвоения материала последовательны и взаимосвязаны. 4