Преимущества и ограничения разных стилей наставничества в профессиональном обучении:
- Инструктаж. 14 Преимущества: чёткость и ясность инструкций, предсказуемость результата, быстрота передачи информации, возможность легко проверить, как обучаемый понял задачу. 1 Ограничения: давление на обучаемого, низкая мотивация, невозможность правильно действовать в нестандартных ситуациях, необходимость составлять алгоритм на каждую ситуацию, вероятность того, что в случае неудачи обучаемый переложит ответственность на наставника. 1
- Объяснение. 14 Преимущества: обоснование каждого шага, повышение осознанности деятельности наставника и обучаемого, повышение мотивации обучаемого, разделение ответственности между наставником и обучаемым. 1 Ограничения: увеличение времени, проведённого наставником с обучаемым, вероятность того, что обучаемый может отклониться от темы, задавать «лишние» вопросы, проявление нетерпения обучаемым с завышенной самооценкой, вероятность того, что обучаемый будет оспаривать мнение наставника. 1
- Развитие. 14 Преимущества: повышение мотивации благодаря осознанию равноправности общения, понимание обучаемым смысла выполняемых операций, более высокое качество наставничества, большая вероятность появления новых способов действий, новых решений, лучшее взаимопонимание обучаемого и наставника в дальнейшем. 1 Ограничения: увеличение времени работы наставника, вероятность возникновения стресса из-за ответственности у обучаемого, возможный отказ обучаемого от решения задач в случае неудачи, переход на уровень инструктажа, повышение ответственности и риска для наставника. 1
Важно понимать, что не существует универсального стиля общения, который бы подходил для всех ситуаций. 2 В зависимости от задачи, ситуации и личностных характеристик подопечного, наставник может использовать различные стили общения, чтобы достичь максимальной эффективности. 2