Некоторые преимущества использования тестов в социально-педагогической диагностике:
- Объективность. 1 Тестовый контроль исключает субъективные оценочные суждения и выводы, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки учеников или предвзятом отношении к некоторым из них. 1
- Всесторонность. 1 Тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков. 1
- Оперативность и экономичность. 5 Типичный тест состоит из серии заданий, на выполнение всех требуется, как правило, не более часа. 5
- Количественный дифференцированный характер оценки. 5 Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. 5
- Возможность учёта индивидуальных особенностей. 1 Для специфической выборки испытуемых требуется применение различной методики разработки теста и тестовых заданий. 1
Некоторые недостатки использования тестов в социально-педагогической диагностике:
- Потеря индивидуального подхода. 5 Тест — общая «гребенка», под которую подгоняют всех респондентов, и есть вероятность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека. 5
- Отсутствие доверительной обстановки. 5 Формализованный характер тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нём лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. 5
- Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. 5 Некоторые исполнители верят, что тест должен сработать правильно автоматически. 5
- Невозможность проверки и оценки высоких уровней знаний, связанных с творчеством, то есть вероятностных, абстрактных и методологических знаний. 3
Таким образом, тесты не могут рассматриваться как универсальный и всеобъемлющий инструмент педагогического контроля, их место — дополнять более традиционные методы. 5