Некоторые преимущества активного наблюдения в процессе педагогического исследования:
- Возможность наблюдать педагогический процесс в естественном виде, без изменений или дополнений. 1
- Фиксация конкретных педагогических явлений и событий в момент их происхождения. 1
- Оценка динамики воспитания, обучения и развития учащихся. 1
- Исследователь получает реальные и фактические сведения, которые он видит и фиксирует самостоятельно. 1
- Получаемые сведения и информация не зависят от умения исследователя проводить конкретные методические приёмы и диагностику. 1
Некоторые недостатки активного наблюдения в процессе педагогического исследования:
- Субъективная оценка исследователя и возможное искажение получаемых фактов из-за личного отношения к учащемуся или происходящему событию. 1
- Невозможность исследования некоторых сторон деятельности и личности испытуемых. 1
- Возможность качественно охватить только малую часть выборки, что делает получаемые данные нерепрезентативными. 1
- Пассивность исследователя, который не может принимать активное участие в деятельности испытуемых. 1
- Возможность непреднамеренного вмешательства наблюдателя в естественный ход исследования, особенно в случае включенного наблюдателя. 3