Некоторые плюсы и минусы разных методов распределения детей в группах с учётом их индивидуальных характеристик:
- Распределение по выбору педагога. 1 При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся. 1 Некоторые ученики в некомфортной психологической обстановке предпочитают отмалчиваться или выяснять межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи. 1
- Распределение по желанию учащихся. 1 Недостатками этого способа являются излишняя эмоциональность процесса формирования групп, возможная затянутость и вероятность формирования неравных по уровню учебных возможностей групп. 1
- Распределение по набору лидеров. 1 В этом случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу. 1
- Распределение по определённому признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т. д.). 1 Недостатки такого способа: группы могут оказаться разными по количественному составу и не быть равными по уровню учебных возможностей. 1
- Разновозрастные группы. 34 Преимущества: младшие дети развиваются быстрее, ориентируясь на успехи старших участников. 3 Старшие дети могут учиться ответственности, помогая младшим. 3 Участники такой группы получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. 3 Недостатки: педагогические задачи могут быть сложнее для реализации в такой группе из-за большого разнообразия возрастов и уровней развития детей. 3 При слабой организации группы могут возникнуть ситуации, когда дети разных возрастов будут конфликтовать между собой, что ухудшит атмосферу общения в группе. 3
Выбор метода распределения детей в группах зависит от конкретных условий и целей обучения.