Основные трудности, возникающие при обучении аудированию в методике РКИ, можно условно разделить на несколько групп: 1
- Трудности, связанные с условиями предъявления сообщения. 1 К ним относятся, например:
- Необратимость и кратковременность сообщения. 1 В реальных условиях аудиосообщения, как правило, имеют однократный характер. 1 Однако повторное прослушивание сообщения улучшает понимание. 1
- Темп речи. 1 Для лучшего понимания и запоминания речевого сообщения необходимо правильно подбирать его темп. 1 На темп влияет не только количество слов в минуту, но и количество делаемых пауз. 1
- Шумовые помехи. 1 Студенты, которые слушают текст в тихой и шумной аудитории, понимают его в разной степени. 1
- Трудности, связанные с языковой формой сообщения. 1 К ним относятся, например:
- Фонетические трудности. 24 Появляются, когда расходятся написание и произношение, отсутствует чёткая граница между звуками в слове и между словами в потоке речи. 24
- Лексические трудности. 2 Могут быть связаны с распознаванием омонимов, многозначных слов, паронимов, синонимов, парных понятий и других слов. 2
- Стилистические трудности. 2 Заключаются в сложности восприятия экспрессивной и стилистически окрашенной речи. 2
Трудности, связанные со смыслом сообщения. 1 Текст для аудирования должен представлять интерес для обучающихся, а тема должна быть в меру понятной и доступной для восприятия. 1
Трудности, связанные с источником сообщения. 1 В качестве источника аудиосообщения выступает голос, при этом у каждого человека голос обладает рядом особенностей, таких как тембр, темп, особенности артикуляции, акцент, возможные дефекты речи. 1