Некоторые различия между зарубежной и отечественной трактовкой процесса социализации:
В зарубежной науке существуют два основных подхода к пониманию роли личности в процессе социального развития: spravochnick.ru
- Пассивная роль личности. spravochnick.ru Предполагается, что личность не участвует в своём социальном развитии, выступает объектом социального воздействия. spravochnick.ru Общество — субъект этого процесса. spravochnick.ru
- Активная роль личности. spravochnick.ru Личность рассматривается как участник процесса социализации, который влияет на социальную сферу, её функционирование и собственное развитие в социальной среде. spravochnick.ru
В отечественной науке большинство психологов подчёркивает, что любой индивид и его психика изначально и всегда социальна. nsportal.ru В ходе развития человека не только общество влияет на него, но и он на общество. nsportal.ru При этом существует двусторонняя зависимость. nsportal.ru
Некоторые определения процесса социализации в зарубежной и отечественной науке:
- В зарубежной психологии представители теории научения понимают социализацию как развитие и контролирование определённых «драйв-систем». nsportal.ru Приверженцы психодинамической школы трактуют её как развитие «супер-эго», направление энергии в социально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых желаний и потребностей. nsportal.ru
- В отечественной педагогике и психологии социализацию чаще понимают как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создаётся конкретная личность» (И. С. Кон). www.livelib.ru Б. Д. Парыгин считает, что процесс социализации представляет собой «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определённых ролей и функций». www.livelib.ru