Некоторые различия между зарубежной и отечественной трактовкой процесса социализации:
В зарубежной науке существуют два основных подхода к пониманию роли личности в процессе социального развития: 4
- Пассивная роль личности. 4 Предполагается, что личность не участвует в своём социальном развитии, выступает объектом социального воздействия. 4 Общество — субъект этого процесса. 4
- Активная роль личности. 4 Личность рассматривается как участник процесса социализации, который влияет на социальную сферу, её функционирование и собственное развитие в социальной среде. 4
В отечественной науке большинство психологов подчёркивает, что любой индивид и его психика изначально и всегда социальна. 1 В ходе развития человека не только общество влияет на него, но и он на общество. 1 При этом существует двусторонняя зависимость. 1
Некоторые определения процесса социализации в зарубежной и отечественной науке:
- В зарубежной психологии представители теории научения понимают социализацию как развитие и контролирование определённых «драйв-систем». 1 Приверженцы психодинамической школы трактуют её как развитие «супер-эго», направление энергии в социально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых желаний и потребностей. 1
- В отечественной педагогике и психологии социализацию чаще понимают как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создаётся конкретная личность» (И. С. Кон). 2 Б. Д. Парыгин считает, что процесс социализации представляет собой «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определённых ролей и функций». 2