И. Я. Лернер видел сущность проблемного обучения в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы. 2 Лернер дифференцировал репродуктивное усвоение знаний и умений/навыков и творческую деятельность как решение проблем и задач. 1
М. И. Махмутов утверждал принцип проблемности, согласно которому обучение рассматривается как процесс постановки и решения проблем, направленный на усвоение знаний учащимися. 1 По мнению Махмутова, основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания в значительной части не передаются в готовом виде учащимся, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации. 2
Некоторые принципы проблемного обучения, сформулированные М. И. Махмутовым: научности и системности, активности и самостоятельности, единства образования, воспитания, развития и другие. 4