Некоторые принципы построения эффективной коррекционно-логопедической работы при дизорфографии:
- Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа. 13
- Отработка алгоритмов решения орфографических задач на лёгком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку, выбор из нескольких вариантов написания — верного. 13
- Использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приёмов усвоения навыка правописания. 13 Например, списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста, «орфографическое чтение». 13
- Принцип «квантования» орфографического правила. 1 Правила предъявляются не все сразу, а определёнными дозами (квантами). 1 Чтобы усвоить то или иное правило, ребёнок должен овладеть несколькими операциями (квантами), каждая из которых сама по себе должна войти в навык прежде, чем ребёнок приступит к изучению данного правила. 1
- Развитие когнитивных функций. 5 Важна работа по развитию речеслуховой и зрительной памяти, внимания, языкового мышления, аналитико-синтетической деятельности. 5
- Развитие умения самоконтроля и самопроверки. 2 Ребёнок учится находить ошибки в своей работе, исправлять их, приводит аргументы. 2
Эффективность коррекционно-логопедической работы при дизорфографии зависит от систематической работы, индивидуального подхода и формирования у ребёнка способности к концентрации внимания и запоминанию новых правил. 2