Основной принцип коррекционной работы при сенсорной алалии — последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребёнка в их взаимосвязи. 13
Некоторые другие принципы коррекционной работы:
- Строгая организация звукового и речевого режима. 23 Необходимо определить часы и дни отдыха, ограничить излишнее общение, исключить воздействие звуковых аппаратов. 2
- Развитие слухового внимания. 1 Ребёнок учится определять, есть звук или нет, откуда он происходит, устанавливать громкость звука, тембр, интонацию, длительность звучания. 1
- Развитие понимания речи, воспринятой на слух, без зрительной опоры. 1 Для этого используют упражнения, в которых педагог выполняет одно действие, а ребёнка просит делать другое. 1
- Последовательная отработка по принципу «от простого к сложному». 1 Материал постепенно разнообразится и усложняется: педагог включает в процесс новые звуки, сначала далёкие и непохожие, затем всё более близкие. 1
- Формирование связной речи. 1 Начинают с развития фразовой речи — от простой фразы из 2–3 слов к более сложной. 1
- Отработка логических операций. 1 Уделяют внимание классификации, идентификации, обобщению и абстрагированию. 1
- Раннее обучение грамоте. 25 Зрительное восприятие написанного слова значительно облегчает усвоение его звукового состава. 5
Эффективность работы с детьми с сенсорной алалией зависит от тесного взаимодействия педагога-дефектолога, ребёнка, его родителей и медика-специалиста. 1