Основные принципы классного руководства в современном образовательном процессе:
- Коллегиальность. 13 Участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов. 1
- Системность. 1 Взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе. 1
- Целесообразность. 1 Выбор конкретных форм деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций, уровня развития коллектива. 1
- Гуманистическая направленность. 1 В центре внимания классного руководителя — личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно ориентированный подход к воспитанию). 1
- Открытость, коммуникативность, диалогичность. 3 Выступает в качестве коммуникативного моста, соединяющего обучающихся с миром общечеловеческой культуры. 3
- Целостность и последовательность. 3 Классный руководитель осуществляет деятельность по определённой программе и имеет план деятельности. 3
Функции классного руководителя:
- Организационно-координирующие: 4 обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй, установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании. 4
- Коммуникативные: 4 регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 4
- Аналитико-прогностические: 4 изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, определение состояния и перспектив развития коллектива класса. 4
- Контрольные: 4 контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 4