Основные подходы к пониманию воспитания в отечественной педагогике:
- Формирующий подход. 1 Сторонники этого подхода убеждены, что будущая индивидуальность ребёнка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. 1
- Культурологический подход. 1 Сторонники этого подхода считают, что ребёнок, осмысливая мир культуры, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путём» осваивает культурные нормы и ценности. 1 Главное — взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребёнка. 1
- Социализирующий подход. 1 Сущность этого подхода в том, что воспитание подрастающего поколения происходит в социуме, в гуще жизни. 1 Это целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации. 1
- Герменевтический подход. 1 В основе подхода лежит герменевтика — философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений. 1 С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание. 1
- Аксиологический подход. 1 В основе этого подхода лежит философская теория ценностей. 1 Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей. 1
Основные подходы к пониманию воспитания в зарубежной педагогике:
- Авторитарная, технологическая педагогика. 5 Воспитание рассматривается как более или менее жёсткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. 5
- Гуманистическая педагогика. 56 Акцент делается на деятельности ребёнка и создании условий для его развития. 6