Некоторые основные отличия учебно-дисциплинарной модели обучения от личностно-ориентированной:
Цель обучения: учебно-дисциплинарная модель направлена на вооружение учеников знаниями, умениями и навыками, при этом активность учащихся поддерживается в рамках жёстко установленной дисциплины. www.eduportal44.ru {10-host} Личностно-ориентированная модель ориентирована на обеспечение чувства психологической защищённости ребёнка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребёнка. www.eduportal44.ru www.maam.ru
Подход к организации учебного процесса: учебно-дисциплинарная модель характеризуется знаниевым подходом, где главной ценностью учебного процесса являются знания, а содержанием обучения — формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков. {10-host} Личностно-ориентированная модель реализует личностно-деятельностный подход, где главной ценностью выступает личность ученика, а учитель стимулирует самостоятельность учеников за счёт развития их познавательного интереса. {10-host}
Стиль педагогического управления: учебно-дисциплинарная модель предполагает авторитарный стиль, где ученик выступает исполнителем предписаний учителя, а инициатива со стороны учеников нежелательна. {10-host} Личностно-ориентированная модель характеризуется демократическим стилем, где педагог действует совместно с обучающимися, они участвуют в планировании, организации, анализе и оценивании результата учебной деятельности. {10-host}
Отношение к индивидуальным особенностям: в учебно-дисциплинарной модели индивидуальные особенности учитываются в той мере, в какой они способствуют либо препятствуют усвоению материала. {10-host} В личностно-ориентированной модели педагог старается выявить и максимально развить индивидуальные способности учеников. {10-host}
Связь обучения с жизнью: в учебно-дисциплинарной модели слабо реализуется принцип связи обучения с жизнью, поскольку в ней несущественно, пригодятся ли ученику в дальнейшем усваиваемые знания. {10-host} Личностно-ориентированная модель эффективно формирует у обучающихся общеучебные умения, способствует развитию их самостоятельности, инициативности, творчества, становлению активной развивающейся личности. {10-host}