Основные направления развития речи на уроках русского языка и литературы включают:
- Овладение нормами литературного языка. 1 Ученики должны владеть произносительными, лексическими и грамматическими нормами. 1 Для этого используют, например, письменное изложение или устный пересказ текста, свободный или творческий диктант, замену ошибочных вариантов нормативными. 1
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. 1 Для этого проводят словарную работу, например, с использованием слов и фразеологизмов из учебника, работу со словарями, сочинение-миниатюру по опорным словам. 1 Также используют упражнения на построение словосочетаний, предложений, мини-сочинений. 1
- Обучение различным видам речевой деятельности. 1 Включает в себя, например, обучение слушанию (повторение услышанного текста, запись опорных слов, конспектирование, составление тезисов), обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т. д.). 1 Также обучают устной и письменной речи. 1
Кроме того, для развития речи используют работу со зрительной опорой, творческие работы на основе личных впечатлений, устные дискуссии, языковые игры. 2