Основные методы исследования в товароведении можно разделить на две группы: методы научного познания и методы практической товароведческой деятельности. dzen.ru infourok.ru
Методы научного познания направлены на глубокое и всестороннее изучение товара, его свойств и характеристик. dzen.ru Некоторые из них:
- Измерительные методы. dzen.ru Определение количественных показателей качества с использованием технических средств измерения. dzen.ru Примеры: измерение массы, объёма, плотности, определение химического состава, микробиологический анализ. dzen.ru
- Органолептические методы. dzen.ru Определение качественных показателей с помощью органов чувств (зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха). dzen.ru Применяются для оценки внешнего вида, запаха, вкуса, консистенции и других субъективных характеристик товара. dzen.ru
- Регистрационный метод. dzen.ru Фиксация определённых характеристик товара или процессов его движения. dzen.ru
- Наблюдение. dzen.ru Целенаправленное восприятие свойств и поведения товара в естественных или контролируемых условиях. dzen.ru
- Эксперимент. dzen.ru Активное воздействие на товар или условия его существования для выявления причинно-следственных связей между факторами и свойствами товара. dzen.ru
- Аналитические (логические) методы. dzen.ru Основаны на мыслительных операциях, анализе полученных данных и теоретических знаниях. dzen.ru Некоторые из них:
- Анализ документов. dzen.ru Изучение технической документации, стандартов, сертификатов, маркировки, товаросопроводительных документов. dzen.ru
- Статистические методы. dzen.ru Сбор, обработка и анализ статистических данных о товарах (производство, продажи, запасы, качество и др.). dzen.ru
- Экспертные методы. dzen.ru Получение информации и оценок от квалифицированных специалистов (экспертов). dzen.ru
- Моделирование. dzen.ru Создание и исследование моделей товаров или товародвижения. dzen.ru
- Сравнительный анализ. dzen.ru Сопоставление характеристик различных товаров или одного и того же товара на разных этапах его жизненного цикла. dzen.ru
- Системный анализ. dzen.ru Рассмотрение товара как сложной системы со множеством взаимосвязанных элементов. dzen.ru
- Функционально-стоимостной анализ (ФСА). dzen.ru Исследование функций товара с целью оптимизации соотношения между потребительской ценностью и затратами на его производство и реализацию. dzen.ru
Методы практической товароведческой деятельности применяются непосредственно в процессе товародвижения и направлены на решение конкретных практических задач. dzen.ru Некоторые из них:
- Идентификация. dzen.ru Установление соответствия конкретного товара его описанию и требованиям нормативных документов. dzen.ru
- Классификация и кодирование. dzen.ru Распределение товаров по группам и присвоение им условных обозначений для облегчения учёта, поиска и управления ассортиментом. dzen.ru
- Сортировка. dzen.ru Разделение однородных товаров на партии в зависимости от их качества и других признаков. dzen.ru
- Контроль качества. dzen.ru Проверка соответствия товаров установленным требованиям на различных этапах товародвижения. dzen.ru
- Упаковка и маркировка. dzen.ru Обеспечение сохранности товара и предоставление необходимой информации потребителю. dzen.ru
- Хранение. dzen.ru Создание оптимальных условий для сохранения качества товаров в течение определённого срока. dzen.ru
- Транспортировка. dzen.ru Организация перемещения товаров от производителя к потребителю с минимальными потерями. dzen.ru
- Предпродажная подготовка. dzen.ru Комплекс мероприятий по подготовке товаров к продаже (осмотр, чистка, фасовка, оформление). dzen.ru
- Мерчандайзинг. dzen.ru Комплекс мероприятий по стимулированию продаж товаров в розничной торговле. dzen.ru
- Учёт товаров. dzen.ru Фиксация движения товаров и остатков на различных этапах товародвижения. dzen.ru
Выбор конкретных методов товароведения зависит от цели исследования или практической задачи, вида товара, этапа его жизненного цикла и доступных ресурсов. dzen.ru