Некоторые методы и приёмы развития объяснительной речи у старших дошкольников:
- Речевые дидактические игры и упражнения. 2 Например, «Собери целое», «Разложи и объясни». 2 Такие задания развивают логическое мышление, закрепляют умение составлять целое из частей, упражняют в объяснительной речи. 2
- Чтение художественной литературы с последующим её обсуждением. 2 В ходе беседы дети участвуют в обсуждении, анализируют поступки героев, дают им оценку, определяют мотивы. 1
- Наблюдения. 2 Например, за сезонными изменениями в природе и объяснение их зависимостей. 4
- Обследование предметов и объектов окружающего мира, их качеств, свойств. 4 В процессе опытов дети высказывают свои предположения и объясняют, почему они так думают. 4
- Классификация иллюстраций и картинок, объединение картинок в одну группу. 4 Нужно объяснить основания для объединения групп, доказать правильность. 4
- Объяснение правил игр. 4 Важно объяснить правила и доказать их значимость. 4
- Речевые логические задачи. 4 Такие задания стимулируют ребёнка высказывать своё мнение, обосновывая и аргументируя его, объяснять что-либо. 4
- Приёмы из системы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). 4 Например, системность (часть — целое), развитие (было — стало), противоречие (хороший — плохой). 4
Для развития объяснительной речи также полезны упражнения на составление предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме. 1