Некоторые критерии развития речевой коммуникации на различных этапах обучения:
На первом этапе формирования коммуникации школьников важно формировать готовность учащихся участвовать в урочном общении. 1 Ученики должны уметь давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы, делать сообщения, строить логичное и последовательное высказывание. 1
На втором этапе ученики учатся просто и чётко излагать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров включать социальный опыт. 1 Важно научить детей вступать в контакт с партнёром и собеседником, регулировать громкость и скорость речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории) посредством риторических вопросов. 1
На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся. 1 Ученики должны уметь поддерживать беседу, вести конструктивный диалог, дебаты, работать в паре, группе, строить и вести дискуссию, участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах. 1
Коммуникативно-речевые умения формируются на протяжении всего школьного обучения. 2 Различия в работе на разных этапах связаны с различным речевым материалом, на котором строится обучение (по тематике, стилю, жанру, строению, объёму и т. д.), с большей или меньшей самостоятельностью учащихся, с преобладанием в обучающих упражнениях устной или письменной речи. 2