Основные критерии для проведения социометрического исследования:
- Производственные. 3 Позволяют выявить отношения между индивидами на уровне производственной деятельности. 3 Такие критерии формулируют в виде опроса, согласно которому необходимо выбрать людей для совместной работы. 3
- Непроизводственные. 3 Выявляют отношения в коллективе вне производства. 3
- Прогностические. 3 Позволяют определить структуру ожидания отношений членов группы согласно представлениям опрашиваемого. 3
Также критерии могут быть:
- Коммуникативными. 4 Направлены на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для…»). 4
- Гностическими. 4 Выясняют степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас…»). 4
- Двойными. 4 Предполагают отношения партнёрства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?»). 4
- Одинарными. 4 Связаны с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения (например, «Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?»). 4
- Предполагающими положительные выборы (типа «Кого бы Вы выбрали для…?») или отрицательные выборы («Кого бы Вы отвергли при…?»). 4