Основные этапы социологической диагностики в организациях:
- Разработка концептуальной модели диагностики. 1 Она необходима для определения направления исследовательской деятельности и включает в себя существенные для диагностики компоненты объекта и их взаимосвязи. 1
- Сбор информации о фактическом состоянии организации. 1 Для этого используются различные методы, например: интервью, анкетирование, личностные тесты, фокус-группы, наблюдение, анализ документов. 1
- Анализ полученных данных. 1 Целью обработки и анализа собранных данных является выявление причинных взаимосвязей между зафиксированными фактами и событиями и понятное представление результатов диагностики. 1
Некоторые методы социологической диагностики в организациях:
- Анализ документов и статистических данных. 2 Например, анализ устава организации, коллективного договора, контрактов сотрудников и т. д.. 2
- Анкетирование. 2 Опрос персонала с помощью специальной анкеты для оценки системы сложившегося кадрового менеджмента и её последующего анализа. 2
- Интервьюирование. 2 Беседа с работником в режиме «вопрос — ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о состоянии кадровой работы в организации. 2
- Наблюдение. 2 Наблюдение за поведением субъектов и объектов управления в организации и их взаимоотношений друг с другом. 2
- Тестирование. 2 Определение социально-психологических качеств субъектов и объектов кадрового менеджмента, взаимоотношений в коллективе. 2
- Профессиография. 2 Индивидуальное тестирование с целью получения объективных данных о профессиональных качествах менеджеров, включая соответствие уровня имеющихся знаний, умений и навыков современным требованиям, стремление к самообразованию и повышению квалификации. 2
- Критический инцидент. 2 Создание критической ситуации и наблюдение за поведением персонала в процессе её разрешения. 2
- Экспертные оценки. 2 Формирование группы экспертов, оценивающих состояние кадрового менеджмента в организации. 2
Выбор методов диагностики в каждом случае конкретен и определяется целями диагностической работы, особенностью объекта исследования и этапом диагностического процесса. 2