Некоторые ключевые аспекты профессионального самоопределения, которые отражены в образовательных стандартах:
- Формирование мотивации к труду, потребности к приобретению профессии. 1 Внутренние и внешние мотивы лежат в основе выбора и являются важным компонентом процесса профессионального самоопределения личности. 1
- Овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения. 1
- Формирование знаний о сферах современного производства, разделении труда на производстве, понятиях «специальности и квалификации работника» и других аспектах. 2
- Формирование умений находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства, сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии. 2
- Формирование навыка использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства. 2
- Формирование умения уточнять и корректировать профессиональные намерения. 2
Также в рамках профессионального самоопределения выделяют такие аспекты, как формирование ценностно-смысловой основы, накопление опыта, жизненных и профессиональных навыков, построение образа «Я» и другие. 2