Некоторые исторические изменения в структуре лекционных материалов в высшем образовании:
- Вторая половина XVIII — начало XX века. 1 Содержание лекционных курсов по истории проходило путь от чтения и комментирования античных авторов и систематического изложения фактов к анализу источников и концепций учёных, обобщению последних научных результатов и осмыслению процесса исторического познания. 1
- С середины XIX века. 2 По мере роста научных и технических знаний усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. 2
- В советский период. 4 До начала 20-х годов ХХ века лекция занимала ведущую роль в системе преподавания, затем, с начала до середины 30-х годов, эта роль заметно снизилась, поскольку предпринимались шаги для замены её бригадно-лабораторным методом. 4 Со второй половины 30-х годов и по конец ХХ века лекции вновь вернули статус ведущей формы организации обучения в высшей школе. 4
- Современный этап. 4 В связи с переходом к компетентностно-ориентированному обучению и внедрением в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий наблюдается тенденция уменьшения роли и места лекции в системе обучения. 4
Кроме того, в разные периоды появлялись новые формы лекций, например проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция. 2