Функции составных задач в обучении младших школьников:
- Воспитательная. 1 Правильно организованное решение задачи повышает интерес к предмету, воспитывает внимательность, аккуратность, усидчивость, настойчивость. 1
- Развивающая. 1 Направлена на овладение универсальными логическими приёмами мышления, способствует усвоению общего приёма решения задач, математической терминологии, учит рассуждениям, лаконичности в изложении мыслей, приучает к полноценной аргументации выполняемых действий. 1
- Связующее звено между теорией и практикой обучения. 26
- Формирование вычислительных навыков, необходимых человеку в повседневной жизни. 2
- Развитие эвристического и творческого начал младших школьников. 2
Классификация составных задач:
- По отношению к теории задачи делятся на стандартные и нестандартные. 3 Стандартные — для решения которых имеются готовые правила (алгоритм). 3 Нестандартные — задачи, для решения которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, то есть алгоритм решения этих задач не известен. 3
- По характеру требований задачи делятся на нахождение искомого, преобразование или построение, доказательство или объяснение. 3
- В зависимости от описываемого сюжета задачи можно классифицировать на нахождение массы, куплю-продажу, измерение длины, расстояния, нахождение периметра, площади, сбор урожая, расход материала, движение по суше или по воде, работу или совместную работу, с единицами времени и т.п.. 4
- В начальной школе изучаются разные виды составных задач: составные задачи с пропорциональными величинами, составные задачи на процессы, составные задачи на прямую и обратную пропорциональность. 2 При этом стоит отметить, что деление является условным, в связи с тем, что любая из задач может содержать как стандартный, так и нестандартный (творческий) компонент. 2