Существует тесная взаимосвязь между общим недоразвитием речи и трудностями в обучении грамоте. 4
Некоторые причины таких трудностей:
- Проблемы в развитии вербального компонента функционального базиса чтения и письма. 1 Для детей с общим недоразвитием речи характерно позднее появление речи, скудный словарь, нарушения грамматического строя речи, дефекты произношения и фонемообразования. 1
- Недостаточное различение акустически сходных звуков. 25 Это приводит к трудностям при запоминании изображения букв, усвоении их как графем. 25
- Несформированность лексико-грамматического строя речи. 5 Вследствие этого у детей наблюдаются нарушения письменной речи, сопровождающиеся аграмматизмами на письме. 5
- Недостатки слухоречевой и зрительной памяти. 1 Для детей с общим недоразвитием речи свойственны низкая скорость запоминания, слабая переключаемость с одного стимула на другой, небольшой объём запоминания. 1
- Трудности в пространственной ориентировке. 1 Дети с общим недоразвитием речи испытывают сложности при установлении формы, размера, расположения предметов по отношению к друг другу и собственному телу, а также определении пространственных отношений между этими предметами. 1
Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. 3 Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте. 3