Роль взрослого в освоении предметных действий у ребёнка раннего возраста заключается в том, что он помогает малышу усвоить назначение и способ употребления предметов. 5
Некоторые функции взрослого:
- Раскрытие цели совершаемого действия. 2 Ребёнок узнаёт о назначении предмета и его функции от взрослого. 2
- Демонстрация правильного выполнения действия. 2 Взрослый показывает и объясняет, как правильно выполнять то или иное действие, помогает малышу овладеть технической стороной предметного действия. 2
- Предоставление возможности выбора. 14 Важно, чтобы ребёнок научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. 1
- Помощь в преодолении затруднений. 1 Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаться к его игре, откликаться на просьбы о помощи. 1
- Эмоциональная поддержка и оценка поведения. 3 Даже на последних этапах формирования действия, когда ребёнок уже осуществляет его правильно и самостоятельно, он ориентируется на отношение и оценку взрослого. 2
Таким образом, взрослый является для ребёнка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. 14