Принципы играют важную роль при проектировании непрерывного образования, так как они обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса: логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу результатов. 3
Некоторые принципы непрерывного образования и их роль:
- Принцип гуманизма. 2 Предполагает направленность образования к человеку, свободу выбора форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. 2
- Принцип демократизма. 12 Означает равенство прав всех граждан на образование и развитие, обеспечивает доступность образования в любом возрасте, возможность перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации. 12
- Принцип мобильности. 12 Выражается в готовности системы непрерывного образования к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. 12
- Принцип опережения. 12 Требует более быстрого и гибкого развития и перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики. 12
- Принцип открытости. 12 Позволяет обучаться и повышать квалификацию каждому независимо от уровня образования и профессиональной подготовки, отношения к образованию, жизненных устремлений. 1
- Принцип преемственности. 1 Обеспечивает взаимосвязь входящих в неё компонентов, их взаимную субординацию по уровням, координацию по направлению и назначению, превращает взаимодействие в единую систему перманентного развития личности, придавая ей качество непрерывности. 1
Система принципов непрерывного образования не является завершённой и исчерпывающей, так как со временем она будет дополнена с учётом новых вызовов и запросов общества, а также потребностей в развитии образования. 2