Роль парадоксов в развитии критического мышления заключается в том, что они побуждают учёных и философов пересматривать свои взгляды на истинность, многообразие значений и пределы логических рассуждений. 1 Поиск парадоксов и противоречий искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять. 2
В научном знании парадоксы играют двойственную роль: с одной стороны, они демонстрируют тупиковые положения в науке (указывают слабые места научной теории), а с другой — помогают формированию неожиданных путей для научного познания (то есть играют эвристическую роль). 3 Развитие любой новой области знания зачастую начинается с обнаружения парадоксов, которых раньше не замечали. 5
Таким образом, парадоксы способствуют совершенствованию научных теорий и могут способствовать росту и движению вперёд научного знания на пути от заблуждения к истине. 3