Роль интеллектуальных чувств в процессе познания заключается в том, что они возникают в ходе мыслительной деятельности, оценивают её успешность и неспешность с точки зрения мотивов субъекта и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения познавательных потребностей субъекта. 3
Некоторые интеллектуальные чувства и их роль в познании:
- Чувство ясности или смутности мысли. 1 Человек испытывает беспокойство и неудовлетворённость, когда его мысли спутаны и он не понимает всех относящихся к явлению обстоятельств и их связи друг с другом. 1 Наоборот, приятное чувство лёгкости мышления возникает, когда мысли текут свободно, упорядоченно, логически последовательно. 1
- Чувство удивления. 12 Оно заставляет внимательно рассматривать предметы, кажущиеся редкими и необычайными, и побуждает к познанию явлений. 1
- Чувство недоумения. 1 Возникает, когда человек испытывает трудности в объяснении исследуемых фактов. 1 Это чувство также является сильным побудителем к дальнейшей познавательной деятельности. 1
- Чувство догадки. 1 Возникает, когда исследуемая связь явлений ещё не раскрылась в полном виде, но уже имеются основания предположительно судить о её характере. 1 Это чувство всегда связывается с построением гипотез. 1
- Чувство уверенности. 12 Даёт человеку силы бороться за свои убеждения, твёрдо и мужественно отстаивать правоту своих взглядов. 2
- Чувство сомнения. 12 Возникает, когда выдвинутые положения или гипотезы сталкиваются с противоречащими фактами или теориями. 1 Это чувство побуждает к всесторонней проверке добытых фактов и высказанных положений. 1