Дактилология (дактильная речь, пальцевая азбука) и жестовая речь играют важную роль в обучении лиц с нарушениями слуха. 6
Дактилология выступает в роли вспомогательного средства в процессе обучения устной и письменной речи. 7 Некоторые преимущества использования дактилологии:
- Облегчение усвоения большого объёма слов и фраз. 17 Дактильная речь позволяет глухим школьникам за короткий срок накопить значительный объём слов и фраз, овладеть звуко-буквенным составом слов и аналитическим чтением. 17
- Помощь при формировании звукопроизношения. 5 Дактильная речь становится для ребёнка с нарушением слуха опорой при развитии устной речи. 5
- Облегчение обучения грамоте. 5 Владение дактильной речью помогает детям научиться читать и писать, так как постепенно дактилемы заменяются буквами. 5
Жестовая речь играет вспомогательную роль в обучении глухих детей. 6 Некоторые преимущества использования жестовой речи:
- Возможность сообщить значительный объём информации за короткое время. 2 При помощи жестовой речи педагог может объяснить новые понятия и термины, вызвать интерес к изучаемой теме. 2
- Помощь в усвоении материала. 2 Объяснённый на жестовом языке материал хорошо усваивается. 2
- Возможность эмоционально выразить мнение. 2 На этапе анализа и закрепления учебного материала дети, используя жестовый язык, могут быстро и чётко сформулировать мысль. 2
- Повышение эффективности межличностного общения. 8 Занятия по развитию жестовой речи способствуют развитию творческих способностей неслышащих школьников во внеурочной деятельности. 8