Значение теории коллектива А. С. Макаренко в современной педагогике заключается в том, что она сохраняет свою актуальность. 2 Теория стала базой, которую можно адаптировать и использовать сегодня. 2
Некоторые идеи, которые продолжают жить и развиваться благодаря теории Макаренко:
- Необходимость формирования коллектива. 13 Жизнедеятельность единого трудового коллектива педагогов и воспитанников служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. 3
- Развитие управленческих умений. 2 Благодаря опыту коллективной жизни у ребят развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, вырабатывает ответственность и согласованность в действиях. 2
- Воспитание энергичных и активных членов общества. 2 Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями. 2
Кроме того, А. С. Макаренко внёс вклад в становление и развитие теории самоуправления, выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. 5