Значение произвольности в развитии когнитивных функций младших школьников заключается в том, что она позволяет переходить на более высокий уровень усвоения знаний, навыков и умений. 1 Также благодаря произвольности ребёнок приобретает социальный опыт и актуализирует его в деятельности и поведении. 1
Вот ещё несколько аспектов, в которых проявляется значение произвольности:
- Развитие произвольного внимания. 4 Оно позволяет ребёнку воспринимать определённую информацию, анализировать её, не переключаясь на другие виды деятельности, и достигать поставленные цели. 4
- Формирование произвольного характера памяти, мышления и других познавательных процессов. 2 К окончанию начальной школы восприятие и память учащихся становятся произвольными, осознанными, опосредованными. 2
- Развитие способности действовать организованно в соответствии с поставленными задачами. 2 Ребёнок учится самостоятельно определять задачи и в соответствии с ними контролировать своё поведение и деятельность. 2