Педагогическое наследие К. Д. Ушинского имеет важное значение для современной педагогики, так как многие из его идей, принципов и методов остаются актуальными. 1 Некоторые из них:
- Идея деятельностного подхода в образовании и развивающего обучения. 1 Ушинский дал ей теоретическое обоснование и образец практического воплощения в своих учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово». 1
- Методика обучения чтению и письму. 1 Раннее обучение, введённое Ушинским, до сих пор используется в начальных классах многих школ. 1
- Необходимость привлечения родителей к образованию своих детей. 1 Ушинский считал, что родители должны быть активно вовлечены в образовательный процесс и работать вместе с учителями для достижения наилучших результатов. 1
- Идеи о воспитании гражданина и патриота. 1 Ушинский считал, что образование должно помогать ученикам стать полноценными гражданами, способными вносить вклад в развитие общества. 1
- Наследие в области педагогической этики. 1 Ушинский считал, что учитель должен быть не только знатоком своего предмета, но и обладать высокой моральной культурой. 1
- Взгляд на развитие личности человека. 4 Ушинский понимал развитие человека как всестороннее — физическое, умственное, нравственное и эстетическое, что соответствует современному принципу всестороннего развития личности. 4
На основе идей педагогического наследия Ушинского современная российская школа выстраивает систему воспитания детей и молодёжи с опорой на историко-культурные и педагогические традиции страны. 2