Концепция коллектива в теории воспитания имеет важное значение, так как коллектив выступает как форма, инструмент и средство воспитания, как источник развития каждой отдельной личности. 1
Некоторые аспекты значимости концепции коллектива в теории воспитания:
- Накопление позитивного социального опыта. 3 Опыт, приобретаемый в коллективах, специально планируется и организуется педагогами, в отличие от опыта, приобретаемого в семье, через СМИ и т. д.. 3
- Духовно-нравственное развитие. 3 Работая в коллективе, ребёнок учится сопереживать, оказывать поддержку и помощь, занимать гражданскую позицию, уважать чужие интересы и потребности, правильно воспринимать критику. 3
- Развитие организаторских умений и способностей. 4 Коллектив обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, учит сотрудничеству. 4
- Эмоциональное развитие. 2 Коллективное общение стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников. 2
- Освоение демократических форм организации жизнедеятельности. 2 Это реализуется через активное участие детей в школьном самоуправлении и общественной жизни. 2
Таким образом, концепция коллектива в теории воспитания способствует формированию жизненных установок и убеждений, моральных ценностей и ориентиров, уважения к себе и к другим людям. 3