Социокультурные изменения оказывают значительное влияние на развитие педагогики в современном мире, вызывая смену педагогических ориентиров и профессиональной направленности педагога. 1
Некоторые примеры такого влияния:
- Преобразование миссии педагога. 1 В условиях, когда знания постоянно обновляются и находятся в свободном доступе, роль транслятора знаний становится архаичной. 1 Возникает потребность в передаче педагогом актуальных навыков, что делает ведущей ролью педагога роль практика, а роль исследователя отводится на второй план. 1
- Изменение акцента в образовании. 2 Образование превращается в непрерывный процесс совершенствования личности. 2 Целью образования становится не овладение какой-либо профессией, а формирование саморазвивающейся личности, обладающей знаниями о природе, обществе, технике, опытом способов деятельности, в том числе творческой, поисковой. 4
- Трансформация дидактической парадигмы. 1 Индивидуализация образовательной траектории и полнота образовательного процесса обеспечиваются за счёт обогащения образовательного ландшафта различными мультимедийными инструментами, геймификацией, мобильным обучением и другими технологиями. 1
- Возрастание роли педагога как социального творца. 4 Индивидуальность педагога включается в структуру педагогической технологии, реализация собственной индивидуальности становится моментом достижения педагогической цели. 4
Таким образом, несмотря на несменяемость фундаментальных ценностей педагогики, её цели и задачи меняются в соответствии с эпохой, при этом характер этих изменений имеет не прямолинейную, а скачкообразную форму. 1